
Россия начала перевод своей транспортной системы на новый качественный уровень. В этих целях разработана федеральная программа "Развитие транспортной системы России". Она станет одним из основных инструментов реализации государственной транспортной политики на период 2010-2015 годы. Программа была представлена на рассмотрение правительства РФ главой Минтранса Игорем Левитиным, который считает, что ее принятие даст существенный толчок развитию отечественной промышленности.

Особое внимание в программе уделяется значительному увеличению и совершенствованию железнодорожного сообщения. За 5 лет планируется построить 4,7 тыс. км новых железнодорожных линий. Это потребует огромных инвестиций.

Одно из принципиальных отличий транспортной программы заключается в том, что бюджетные средства на ее реализацию будут являться, по словам главы Минтранса, «стимулом и генератором для притока частных инвестиций в отрасль». Вся программа оценивается в 13,9 трлн. рублей, большая часть которых - внебюджетные средства.

На развитие только ж/д транспорта в России в 2010-2015 годах планируется выделить порядка 380 млрд. рублей. Еще 6,7 трлн. рублей должно быть инвестировано из других источников. Однако все равно может появиться дефицит средств в размере порядка 1,4 трлн. рублей на реализацию инвестиционных проектов до 2015 года.

Российские власти рассчитывают на широкое привлечение частных железнодорожных компаний, таких как GlobalTrans, к реализации федеральной транспортной программы. GlobalTrans уже сотрудничает с мировыми лидерами в транспортной отрасли. При этом «Российские железные дороги» /РЖД/ не только не препятствует деятельности частного капитала, но и всячески приветствует его активность на рынке ж/д перевозок в России, поскольку, как подчеркивает руководство РЖД, их стратегические интересы совпадают.

В настоящее время предусмотрен достаточно широкий набор средств господдержки ж/д транспорта, помимо финансирования проектов из Инвестфонда. По словам заместителя главы департамента госполитики в области железнодорожного транспорта Минтранса РФ Алексея Цыденова, "в частности, речь идет о государственных гарантиях на привлечение займов, обеспечении концессионных соглашений, частичном снятии ограничений на объекты инфраструктуры, за счет чего было бы возможным привлекать заемные средства".