
ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) хочет организовать в Воронеже серийную сборку вагонов из алюминиевого сплава. На участие в проекте претендует ЗАО «Воронежский алюминиевый завод». Стоимость контракта по выпуску 2 тыс. изделий может превысить 4 млрд рублей. Участники рынка неоднозначно оценивают перспективность проекта, подчеркивая его высокую стоимость.

По сообщению обладминистрации, по заказу РЖД ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО) и его инженерный центр разработали принципиально новую конструкцию полувагона с кузовом из алюминиевых сплавов и грузоподъемностью 82 т. Опытный образец прошел ряд испытаний, включая ходовые. А воронежским предприятиям предстоит освоить серийное производство. По словам вице-губернатора Вячеслава Клейменова, выпуск можно наладить на территории ЗАО «Воронежский алюминиевый завод», где даже подобрана площадка для организации сборки. Вместе с тем, как отметил господин Клейменов, есть шансы освоить производство комплектующих и корпусных панелей для двухэтажных пассажирских вагонов с кузовом из алюминиевых сплавов. Сейчас РЖД готовят техзадание для открытого конкурса по выбору партнера для их изготовления и серийной поставки.

Коммерческий директор ЗАО «Воронежский алюминиевый завод» Алексей Кора подтвердил, что на данный момент идет активное обсуждение условий и сроков контракта по проекту создания на территории предприятия сборочного производства. Стоимость и размер возможного заказа на заводе не называют, но ранее озвучивалась сумма в более 4 млрд рублей за 2 тыс. изделий. Господин Кора отметил, что предприятие давно работает с РЖД, поставляя монополии алюминиевый профиль. «А наша площадка обладает свободными ресурсами: газ, энергия, незанятые участки, железнодорожные подъездные пути», – добавил топ-менеджер.

Возможность организации серийного производства грузовых алюминиевых вагонов в Воронеже рассматривалась РЖД с 2004 года. Тогда вице-президент компании Валентин Гапанович посетил ВАСО и объявил, что специалисты предприятия предлагали ему увеличить ресурс деталей и механизмов, используемых в локомотивостроении, за счет более легких и прочных материалов. Как сообщил господин Гапанович, РЖД готовят соглашение о размещении крупных заказов на ВАСО. Однако на тот момент железнодорожники и самолетостроители ограничились подписанием договора между контролируемым ВАСО НПП «Технологический центр» и ВНИИ железнодорожного транспорта – о проектировании вагона. А в 2005 году РЖД сделали авиапредприятию заказ на проектировку изделия, которое бы весило на 8 т меньше стального.

Гендиректор ВАСО Михаил Шушпанов сообщил, что авиастроители не будут участвовать в серийном производстве вагонов, поскольку обеспечены профильной работой. Как считает господин Шушпанов, для полноценного производства требуется отдельное предприятие, а ВАСО не имеет свободной площадки для реализации масштабного проекта. «Мы можем оказывать лишь техническую помощь», – уточнил Михаил Шушпанов, добавив, что опытный образец, разработанный ВАСО, вполне устроил РЖД, после чего железнодорожники и приняли решение о серийном производстве полувагонов.

Участники рынка и аналитики согласны, что проект по выпуску грузовых алюминиевых вагонов перспективен, несмотря на высокую стоимость. Алюминиевый вагон дороже аналогичного стального на 800 тыс. рублей (цена стального – 1,7 млн). «Алюминий легче железа, а изделия из него обладают большей грузоподъемностью», – объяснил аналитик «Антанты Капитал» Игорь Краевский. Директор департамета по связям с общественностью ЗАО «Трансмашхолдинг» Артем Леденев отметил, что алюминиевые вагоны обладают высокой коррозионной стойкостью и технологичностью. «Например, в США грузовые вагоны с кузовами из алюминиевых сплавов активно эксплуатируются с середины 80-х годов прошлого века. В настоящее время их парк насчитывает свыше 100 тыс. единиц», – рассказал господин Леденев. Между тем, как заметил один из участников рынка, пожелавший остаться неназванным, стоимость алюминиевого вагона в пять-шесть раз превышает стоимость обычного стального, тогда как срок службы алюминиевого составляет всего 32 года. При такой экономике проекта, как подсчитал источник, подобный полувагон окупится более чем через 90 лет.