В этом году, как известно, на рынке длинномерного проката бал правит заготовка. Не стал исключением и прошедший месяц. Если к концу мая-началу июня казалось, что все, стоит сейчас заготовке вновь войти в штопор, рынок арматуры повалится вслед за ней. К тому же поостыли египтяне. Но, тьфу-тьфу, вроде пронесло…
Цены заготовки продолжают носить маятниковый характер. В начале июня российским и украинским заводам с целью стимулирования турецких потребителей пришлось пойти на снижение (напомним, заготовка СНГ упала до $370-380 за тонну cfr Турция ($360-370 fob)), сейчас же цены полуфабриката вновь отыграли назад и даже больше, заводам удалось закрепиться на отметке $400-410 за тонну cfr Турция. Причин две. Как мы писали ранее, турецкие заводы, за редким исключением, весь произведенный полуфабрикат используют для дальнейшего передела, поэтому частные прокатные производства испытывают дефицит материала. Второй причиной послужили не оправдавшиеся ожидания турков на снижение цен лома. Единственной (хотя и важнейшей) причиной, которая может помешать производителям СНГ и далее увеличивать цены, может быть недостаточный спрос на готовую продукцию.
Небольшое снижение цен в начале июня позволило российским и украинским заводам привлечь немного заказов со стороны ближневосточных покупателей. После нескольких недель отсутствия на рынке, заготовку заказала Emirates Steel Industries. Ранее ближневосточные перекатчики надеялись, что легко продержатся на существующих запасах. Однако не смогли. В регионе возник дефицит. Сделки на июнь были заключены по $390-400 за тонну cfr Персидский залив. Сейчас полуфабрикат СНГ предлагается уже по $430-440 за тонну cfr, однако конкуренцию россиянам и украинцам составляют иранские заводы, заказать материал у которых можно не выше $405-410 cfr. Пока у покупателей Объединенных Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии, Омана и Катара есть выбор, однако склады у них подъедены, и если заготовка откатится до приемлемого уровня – $425 cfr, то с большой долей вероятности можно предположить возвращение их на рынок.
Сами турки, ссылаясь на рост ломовых цен, также подняли цены полуфабриката. Экспортные цены заготовки в данный момент составляют $390-400 за тонну fob по сравнению с $370-380 около 2-х недель назад. Colakoglu - один из немногих производителей, который экспортирует полуфабрикаты. Небольшие партии материала заказываются покупателями Египта и Персидского залива. Также компания говорит об интересе со стороны потребителей Восточной Азии. Турецкие заводы надеются, что им удастся удержать цены в районе $400-410 за тонну fob достаточно длительный период. Стабильность, по их мнению, будет способствовать возвращению на рынок покупателей.
Продажи заготовки на индийском рынке падают, цены находятся в диапазоне Rs 22 000-22 100 ($458-460) за тонну. Производителям приходится предоставлять значительные скидки, чтобы продать материал. По мнению одних участников рынка, данный спад вызван тем, что трейдеры, являвшиеся основными покупателями полуфабриката, сейчас от закупок воздерживаются, поскольку считают, что падение цен не закончилось (в условиях, когда импортная заготовка и так дешевле отечественной в среднем на $60, индийским заводам не останется ничего другого, как приводить свои цены в соответствие с импортными). По мнению других, причиной падения стала политическая нестабильность перед парламентскими выборами. Но в любом случае причина одна – низкий спрос. У перекатчиков заказов не так уж много, заготовка покупается только под конкретные заказы. Предполагается, что импортная заготовка также подешевеет, поскольку рупия крепнет по отношению к доллару.
В Иране, из-за беспорядков, вызванных несогласием сторонников Мир-Хусейна Мусави с итогами президентских выборов, в данный момент застой. Заготовка СНГ, цены которой совсем недавно доходили до 4,5 млн риалов ($455), теперь предлагается по 4,10 млн риалов ($413) ex-stock иранские северные порты, однако покупателей нет. Цены Khouzestan Steel пока без изменений – 400-410 на условиях ex-works.
Основными рынками потребления
арматуры остаются Северная Африка и страны Персидского залива. По данным агентства Bloomberg, в этом году Египет собирается импортировать около 2,5 млн тн арматуры. Как сообщалось ранее, в мае месяце в египетских портах скопилось около 800 тыс. тн материала, в связи с чем активная закупка приостановилась. Естественно, египетские покупатели попытались воспользоваться ситуацией и в начале июня «продавили» турецкие цены до $430-440 за тонну fob. Но сейчас, когда ожидания турков на падение цен лома не оправдалось и они вынуждены покупать более дорогое сырье, предложения выросли до $465 за тонну fob. Предположительно, на разгрузку оставшихся в египетских портах 600 тыс. тн арматуры уйдет 2-3 недели, после чего покупатели вернутся на рынок (к концу июня-началу июля). Однако спрос во втором полугодии ожидается более низкий, чем в первом. В персидский залив турецкий материал предлагается по $470 за тонну cfr, пока покупатели не готовы платить такую цену. Не известно, удастся ли туркам удержаться на достигнутых позициях, но в условиях растущих сырьевых цен у них просто нет выбора. Некоторые перекатчики и ранее поговаривали, что в случае роста цен на лом, вынуждены будут либо сократить, либо свернуть производство, тем более, как говорится, им не привыкать.
Некоторые турецкие производители совсем недавно были уверены, что европейские заводы конкуренцию им составить не могут из-за слишком высоких цен. Однако сейчас ситуация кардинально изменилась и европейская арматура ниже турецкой. Но транспортное преимущество все-таки за Турцией. К тому же турецкая арматура, благодаря соглашению с Египтом, не облагается импортной пошлиной.
Цены арматуры СНГ находятся в диапазоне $400-410 за тонну fob Черное море. По словам заводов, июльский материал у них практически распродан. В этой связи заявления производителей о том, что с целью стабилизации рынка они попытаются удержать цены стабильными, выглядят, по меньшей мере, лукавством. Вряд ли ситуация, когда заготовка и арматура котируются на одном уровне, может продлиться долго.
Из-за продолжающегося слабого спроса на внутреннем рынке, борясь за долю на экспортном, европейские заводы вынуждены снижать цены. В среднем европейская арматура внутренним покупателям предлагается по ?340-350 ($480-494) за тонну. На Юге ситуация хуже. В Италии цены падают практически ежедневно. Сейчас предложения заводов не превышают ?330-340. Восточноевропейский материал еще ниже. Болгарский рынок характеризуется как «ужасный». Promet и Stomana были вынуждены переориентироваться на экспортные поставки, в основном в Алжир. Материал предлагается по ?310-325 (430-450). Promet пытается продать материал алжирским покупателям по $400-410 за тонну fob или $430 cfr в зависимости от потребителя. Ожидается, что спрос в Европе останется низким до конца года.
В Иране цены арматуры падают, однако, это является следствием политических проблем, а не экономических. Перед выборами в стране активно циркулировали слухи о возможном росте импортных пошлин на плоский и длинномерный прокат, что заставило выйти рынок из застоя. В результате цены арматуры достигли 5,8-6,2 млн риалов за тонну ex-stock Тегеран. Сейчас же, из-за царящих беспорядков, материал упал до 5,30-5,40 млн риалов ($537-547). На фоне политической нестабильности падение может продолжится.
В тот момент, когда многие державы ломают голову над тем, куда бы сбыть продукцию, некоторые азиатские страны демонстрируют пример грамотной экономической политики в условиях кризиса. К примеру, во Вьетнаме апрельское потребление длинномерного проката достигло рекордно-высокого уровня – 429 924 тн, что на 68% выше, чем в апреле прошлого года. Цены арматуры составляют 10,8 млн донгов ($607) за тонну, на том же уровне и катанка. Правда, на севере страны из-за дождей цены пониже. В Китае цены арматуры достигли 3 510 юаней ($513) за тонну. Катанка подорожала до 3590 юаней. Строительство набирает обороты. Ведомые высокими внутренними ценами, китайские производители откорректировали и экспортные. Так, китайская арматура сейчас предлагается по $515-525 за тонну fob, предложения катанки составляют $530-550 на тех же условиях. Арматура, содержащая бор, предлагается по $520-525 за тонну fob, а ванадийсодержащая BS grade – по $540-550.
На фоне недостаточного спроса и слабеющих цен заготовки, цены арматуры в Индии слегка просели. Базовые цены 12-мм материала находятся в диапазоне Rs 34000-34300 ($714- 720) за тонну. Ожидалось, что после парламентских выборов цены арматуры, падавшие в течение 3-х недель, вырастут, но этого не произошло. Даже несмотря на приближающийся сезон муссонов, в этом году строительные компании закупки не увеличили. Запасы материала у трейдеров достаточные.
Что же происходит у нас в стране? На фоне царящего негатива (как известно, в мае промышленное производство ушло в рекордный с начала кризиса минус — 17,1%, российская промышленность так и не смогла нащупать дно) хочется добавить хоть какую-то каплю позитива. За прошедший месяц (20.05-20.06) цены арматуры в прайс-листах металлоторговых компаний центрального региона немного подросли - 1,34%. Да, да, господа, настали времена, когда, отмечая месячное изменение цены менее чем на 1,5 процента со знаком плюс, мы называем это ростом и с облегчением выдыхаем: «Уф, хорошо, хоть не падение». Как ни крути, а строительный сезон, так сказать, в разгаре. Сейчас средний уровень цен арматуры составляет 17500 рублей за тонну с НДС. Как и ожидалось, российские меткомбинаты подняли июньский уровень 2-5%, средняя цена составила 14700 рублей за тонну exw с НДС. Цены 12 мм арматуры Белорусского МЗ определены на уровне 12840 без НДС daf граница Беларуси, в июне планируется поставить 15-20 тыс. тн.
По словам мэра Москвы Юрия Лужкова, хоронить столичный стройкомплекс пока рано. Несмотря на прогнозируемое снижение темпов жилищного строительства, а оно должно составить около 7,5% по сравнению с прошлым годом (в столице планируется построить около 3,7 млн кв. м жилья), возросло строительство объектов социальной инфраструктуры. В регионах строительство, хоть и не такими темпами, как ранее, все же идет. Московскими компаниями в этом году планируется строительство в регионах более 1,5 млн кв. метров жилья, что позволит им полностью загрузить свои мощности. Всего по итогам года в стране намечено построить не менее 50 млн кв. метров. К тому же, по словам главы минрегионразвития, Виктора Басаргина, «ему удалось договориться с Ассоциацией российских банков о кредитовании строительного сектора». Дай Бог, чтобы так оно и было на деле, а не только в словах чиновника. Пока же из-за кризиса, только в одной Москве заморожено строительство около 800 тыс. кв.м жилых площадей. И, по мнению специалистов аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости», кардинальных улучшений показателей строительства не будет и в следующем году, поскольку, чтобы эти показатели улучшились, новые стройки должны начаться уже в этом. Однако ДСК-1 еще несколько месяцев назад перешел на сокращенную рабочую неделю. В группе ПИК меняется состав акционеров. Остается надеяться, что когда передел собственности в отрасли, наконец, закончится, строители получат долгожданное финансирование.
Прогноз: Учитывая негативную ситуацию на внутреннем рынке, остается надеяться на то, что как и ранее, «заграница нам поможет». Поможет спросом на российский металл удержать на плаву наши металлургические комбинаты. Поскольку, оценивая результаты полугодовой борьбы руководства страны с кризисом, даже простому обывателю видно, кто в этой борьбе выигрывает. Мы, к сожалению, не Китай, чья политика стимулирования экономики, благодаря которой растет внутренний спрос и потребление, приносит свои плоды. Страна, которая даже в эти непростые времена, демонстрирует экономический рост (в первом квартале 2009 года ВВП Китая по сравнению с аналогичным показателем прошлого года вырос на 6,1%), к сожалению называется не Россия. У нас же пока растут лишь цены на прилавках, безработица и армия чиновников (по данным Росстата, с начала кризиса численность слуг народа в регионах выросла на 20 000 человек). Нам остается, как мы и говорили выше, уповать на экспорт. К концу июля-началу июля ожидается возвращение на рынок египетских покупателей, т.е, все ведущие рынки сбыта будут представлены в полном комплекте. По нашим оценкам, июльский рост арматуры на мировом рынке может составить 5-7%, что позволит удержать от падения и цены на внутреннем рынке. Процентов указывать не будем, ибо кто сейчас сможет спрогнозировать поведение пары «доллар-рубль»?