Прогноз рынка арматуры на январь 03.12.08


EXPRESS-прогноз Прогноз рынка арматуры на январь 03.12.08


Кризис на мировом рынке стали продолжается. Понятно, что до конца года уже ничего не изменится, поскольку работать осталось фактически 2 недели. С 12-15 декабря многие европейские заводы останавливаются, растянув рождественские каникулы на месяц. В других регионах, хотя и не ожидается столь раннего ухода в «загул», накопленные запасы позволят обойтись без закупок и безболезненно пережить начало Нового года. Восстановление спроса ожидается не ранее конца февраля-начала марта. Остается надеяться, что к грядущим трудностям металлурги хотя бы морально готовы.


Спрос на рынке заготовки остается слабым. Хотя еще две недели назад перед российскими и украинскими металлургами забрезжил слабый лучик надежды благодаря турецкому оживлению. Напомним, когда цены импортного лома в Турции выросли почти вдвое ($275 за тонну cfr), заводы СНГ поспешили воспользоваться ситуацией и поднять цены заготовки. В Турцию было экспортировано около 80 тыс. тн. Казалось, что рынок встрепенулся, и падение закончилось. Ан нет, радоваться долго не пришлось. В данный момент турецкие заводы снизили закупку импортного материала. Закупаются лишь небольшие объемы для закрытия потребности заводов по конкретным заказам на металлопрокат. Поэтому на прошлой неделе экспортерам СНГ пришлось вновь подкорректировать цены в сторону снижения. Декабрьская заготовка предлагается по $380-400 за тонну fob, что на целых $60 ниже, чем цены предыдущих заказов - $400-440 fob. Реальные сделки и вовсе заключаются по цене $350-370 за тонну. Рынок неустойчив. По словам производителей, январскую продукцию они пока не продают. Однако справедливости ради стоит отметить, что уровень $300-320 за тонну fob, на котором находилась украинская и российская продукция в начале ноября, остался в прошлом как дурной сон.


Еще неделю назад ведущие турецкие производители заготовки были полны решимости удержать экспортные цены на уровне $420-430 за тонну fob, снижение никак не входило их планы. Эти действия – вполне понятная попытка переложить возросшие «ломовые» затраты на потребителей. Большинство турецких заводов (по их словам) полностью укомплектованы заказами на декабрь и ждут восстановление ближневосточного спроса с января 2009 года. Как показывает практика, данные заявления турецкие производители делают регулярно, даже когда для этого нет никаких оснований. Так или иначе, действия турков окончательно отпугнули и без того немногих Ближневосточные покупателей. Они вновь заняли выжидательную позицию. Большинство участников не ожидают активности и серьезных закупок до следующего года. Тем более, что в мусульманских странах начинается Курбан-байрам, что никак не способствует активности. Турецкое предложение, как и СНГ, упало до $370-380 за тонну cfr Персидский залив По словам участников рынка, ведущий производитель арматуры в регионе недавно отменил тендер на 50 тыс. тн, поскольку отказался заплатить цену выше $400 за тонну cfr. Спрос на арматуру в регионе невысок, поэтому многие прокатные заводы временно приостановили производство.


Тем временем, экспортеры ЕС и СНГ повысили цены предложения для Ирана до $460-480 за тонну cfr Иранские порты. При этом частные иранские минизаводы предлагают заготовку по 6,8-7,2 млн риалов ($665-705) за тонну ex-works. Заготовка Khouzestan Steel (мощности которого составляют 2,4 млн тн в год) в основном используется для удовлетворения потребностей государственных прокатных предприятий. Частники же вынуждены использовать импортный материал. На мировом рынке арматуры наметились некоторые подвижки. И хотя произошли они отнюдь не из-за восстановления спроса, а из-за сокращения объемов производства, стремительный обвал цен уже прекратился.


Турецкие производители арматуры возросшие затраты на лом попытались переложить на потребителей и сделали попытку поднять экспортные предложения до $500-600 за тонну fob. Однако из-за слабого спроса удержаться на этом уровне они не смогли и вновь опустили цены до $450-480 за тонну fob. Ближний Восток буквально завален турецкими предложениями. Несмотря на это, ведущие турецкие заводы, такие как Icdas, Diler и Habas предлагают материал на экспорт по $490-500 за тонну fob и отказываются идти на уступки клиентам. Как видим, диапазон цен достаточно широк. Однако как раз широта диапазона и отпугивает покупателей, размещать новые заказы они остерегаются, поскольку понятия не имеют, какова реальная цена. По словам рыночных игроков, запасы материала на Ближнем Востоке остаются высокими, по некоторым оценкам, на складах в Jebel Ali находится около 1,5-2 млн тн арматуры. Потребление замедлилось. Объемы строительства в Дубаи составляют 60-70% от обычных. Некоторые турецкие заводы осуществляют поставки в Центральную и Восточную Европу, главным образом Польшу, Румынию и Болгарию. Восстановления спроса на свою продукцию турки ожидают в январе. На внутреннем же турецком рынке цены арматуры падают, трейдеры не покупают материал, опасаясь затоваривания. Реализация строительных проектов, как и во всем мире, замедлилась. Подрядчики изо всех сил пытаются продать построенное жилье, финансов на начало новых проектов не хватает. Из-за слабого спроса некоторые турецкие производители прекратили предлагать продукцию на внутренний рынок. У заводов большое количество непроданного материала. В настоящий момент внутренние цены находятся в пределах $430-440 за тонну ex-works.


Экспортеры арматуры из СНГ в унынии, материал практически никто не покупает. На прошлой неделе заводы увеличили цены на условиях fob Черное море до $510-540 за тонну. Но их ожидания не оправдались, спроса слаб, цены вновь упали на $100. Небольшие заказы на декабрь для поставки в Северную Африку проходят по $430-440 за тонну fob Черное море. Благодаря алжирскому спросу удалось поднять цены для потребителей Северной Африки на $50 за тонну и производителям Южной Европы. Плюс сокращение производства, благодаря которому сильное противоречие между спросом и предложением было устранено. Последние экспортные сделки на декабрьскую арматуру европейского качества заключены по €400-410 ($520-530) за тонну fob. Европейские участники рынка ожидают, что цены останутся устойчивыми в том случае, если политика сдерживания объемов производства сохранится и в первом квартале 2009 года.


Несмотря на слабый спрос, британские производители арматуры, также как и турецкие, пытаются переложить затраты на лом на своих потребителей, увеличив цены предложения на 30 фунтов стерлингов ($45). В настоящей момент декабрьский материал предлагается по 360-370 фунтов ($530-540)за тонну с доставкой. Но спрос остается слабым. Запасов более чем достаточно. По мнению участников, процесс разгрузки складов займет 2-3 месяца, возвращение покупателей ожидается не ранее февраля-марта будущего года.


Внутренние цены на арматуру в Китае стабильны, поскольку слабый спрос вошел в равновесие со снижением рыночных запасов. Сделки в Восточном Китае заключаются по 3400-3700 юаней ($498-541) за тонну. Из-за вялого спроса торговцы покупали у заводов очень небольшие объемы металла. Тем не менее, текущие рыночные цены все еще ниже прайсовых цен заводов. При этом экспорт из страны тих как никогда. Восстановление раньше февраля–марта 2009 года не ожидается.


Поскольку спрос в Иране начал восстанавливаться, начали расти цены арматуры. По сообщениям, 12-25 мм материал продается по 7,8-8 млн риалов ($763-783) за тонну ex-stock Тегеран, однако данный уровень слишком высок для потребителей, и существенных сделок не зарегистрировано. В середине ноября Esfahan Steel и Azarbaijan Steel продали более 130 тыс. тонн материала по 6,77-7,45 млн риалов ($670- 730)за тонну. Но одна тысячетонная партия, проданная по 9,1 млн риалов ($900), полностью изменила тенденцию рынка.


Еще неделю назад казалось, что стремительное падение на российском рынке закончилось. Благодаря тому, что заводы сократили производство, а с ним и поставки на рынок, запасы у трейдеров снизились, склады подразгрузились, и наметились первые признаки стабилизации. И так хотелось завершить последний в этом году прогноз если не на оптимистической ноте, то хотя бы без потрясений. Но как же без ложки дегтя? Ведь всегда найдется тот, кто ее добавит в нужное время и в нужном месте. На этот раз «добавляющим», перехватившим эстафету у флагмана отечественной металлургии, стал Евраз, обрушивший цены в среднем на 30% до 10350-11050 рублей за тонну с НДС exw (арматура диам. 10-12 мм). Цены 10-12 мм арматуры Северстали на декабрь составляют 12980 с НДС exw. Остальные «соседи» декабрьские цены сильно корректировать не собирались. К примеру, цены 12 мм материала БМЗ составляли 12100 рублей за тонну без НДС daf граница Беларуси, на том же уровне и цены Молдавского МЗ - 14300 рублей за тонну с НДС, fca Белгород. Однако впоследствии из-за слабого спроса Белорусский МЗ вообще отказался от декабрьских поставок на российский рынок.


В прайс-листах металлоторговых компаний московского региона за месяц средние цены 12 мм арматуры А500 потеряли 20% и сейчас находятся на уровне 15800 рублей за тонну, т.е, небольшой «запас» у трейдеров еще есть. Закупочные цены (благодаря Евразу) достигли отметки 13000 рублей за тонну с НДС CPT Москва, так что «еще не вечер».


А что же с потреблением? Наверное, многие помнят блуждающее в интернете открытое письмо строителей с просьбой поддержать «стоящую на коленях» или практически «лежащую» строительную отрасль, которое лишь означало, что прибыли в 400% у них, коленопреклоненных уже не будет. А что же будет? Будет снижение цен на квадратные метры, строительство социального жилья и инфраструктуры. В сегменте коммерческого жилья снижение цен идет активно. Так в последнюю неделю ноября крупнейший московский девелопер, «Дон-Строй», заявил о снижении цен в построенных объектах на 25%. На вторичном рынке скидки доходят до 30%.


Для поддержки реального сектора экономики правительство разработало целый комплекс мероприятий. К примеру, расходы на покупку жилья в рамках федеральных программ, по заявлению вице-премьера Алексея Кудрина, будут увеличены в разы. Поскольку стоимость квадратного метра снижается, государство купит больше квартир за те же деньги. Расходы на покупку жилья в рамках данной программы могут быть увеличены в 2009 году с 15 млрд до 50-100 млрд рублей. Он также заявил, что прогнозы строительства жилья будут уточняться в сторону увеличения. Также государство будет скупать у девелоперов недостроенные дома и продавать по льготной цене военнослужащим и молодым семьям.


Поддержку металлургам окажет минтранс России. По заявлению его главы, Игоря Левитина, в будущем году министерство сделает акцент на возведение мостов и эстакад. «Мосты и эстакады, пояснил министр, - это увеличение заказов для металлургов. А дальше по цепочке повышается спрос на уголь и руду, на железнодорожные перевозки. Нам надо дать возможность всем увеличить свои объемы". Для того чтобы поддержка отечественных производителей носила стабильный характер, минтранс предложил уже в январе 2009 дать возможность увеличить предоплату заказа для строительства дорог с 30% до 50% и до 100% для мостов, где идет большой объем металлических конструкций.


По сообщению первого заместителя мэра в правительстве Москвы Владимира Ресина, сокращений в строительном комплексе столицы нет. «Как обещали социальное жилье, так оно и будет сдано", - заявил Ресин. Так ли оно окажется на самом деле, увидим позже. Однако чиновник все же заметил, что бюджет Москвы на следующий год скорректирован на 200 млрд в сторону снижения (от уровня 1,5 трлн рублей). "Самое тяжелое время будет в первом квартале, может быть, даже в первом полугодии будущего года. А дальше, что касается строительства, то ситуация должна нормализоваться, - заявил В. Ресин - место, где строить, есть, кем строить - есть, и чем строить - тоже есть". Комментарии, как говорится, излишни.


Прогноз на январь: Из-за очередного декабрьского снижения цен производителями, трейдеры также будут вынуждены подкорректировать прайс-листы, однако, по нашему мнению, ниже 12-13 000 складские цены упасть не должны. В январе декабрьский уровень сохранится, прошлогоднего роста после новогодних каникул ждать не приходится. За эти 2 месяца спрос и предложение должны «устаканиться». Февраль и март станут индикаторами реальной ситуации на российском рынке. Если только с ликвидностью не станет хуже…



МеталлИндекс (аналитический проект Интернет-портала «Металлопрокат.Ру» )

Источник: http://www.metalindex.ru/express/express_217.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru